Иван Грозный – личность, глубоко запечатленная в русском мифосе. Рассматривать его одним из рядовых русских правителей неверно. В каком-то смысле это архетип. Это истинный царь – философ и воин. Вся русская история обязана ему не только тем, что в точке перелома он практически единолично силой своей воли удержал русскую государственность от распада, но и ем, что он сформировал ее вектор, ее солярный архетип. В каком-то смысле русская история и есть Иван Грозный. В тяжелейшие для страны 30е-40е гг XX века другой грозный правитель вернул Россию на спасительный путь, указанный Иваном IV. В тяжелых условиях борьбы за власть страна отказалась от левотроцкистского курса. В лице Чрезвычайной комиссии можно видеть возрождение опричнины. Вместе с возрождением московского вектора геополитики Стране Советов понадобились и новые культурные полотна. Нетленный шедевр Эйзенштейна – не только отражение безусловного режиссерского гения – это еще и монумент эпохи, фильм-манифест, фильм-мистерия, показывающий связь времен. Эта картина как ничто другое связывает Москву – Третий Рим Ивана Грозного с красной Империей Иосифа Сталина. Сергей Эйзенштейн основывает свое авторское видение также на преемственности. Режиссер умело вплетает в визуальное полотно картины приемы высочайшей театральной игры. «Иван Грозный» – очень театральный фильм. Пожалуй из всех советских картин здесь наиболее ярко прослеживается связь советского кино и театральных традиций Российской Империи. И тут очевидна преемственность. Картина вошла в золотой фонд отечественного и мирового кино.
В начале 2016 года лейблом Ufa Muzak совместно с лейблом Annenerbe Music Club был издан двухдисковый сборник «Ivan The Terrible (1944) Tribute to the Movie», на котором представлены 18 композиций отечественных и зарубежных авторов в стилях неофолк, индастриал, мартиал индастриал и дарк эмбиент. Несложно догадаться, что диск посвящен фильму Сергея Эйзенштейна. К слову, царь сам был композитором, написал стихиры, издание которых позже стало первым отечественным CD-диском, изданным фирмой грампластинок «Мелодия».
Тема грозного царя уже затрагивалась в классической музыке – например, всем известная опера «Царская Невеста» Римского-Корсакова. Из исполнителей современной музыки можно вспомнить Жанну Бичевскую – она посвятила Ивану Грозному две песни. Также стоит отметить альбом фолк-метал группы «Велес» – «Псы государевы», посвященный опричной тематике. Но сборник, посвященный кинематографическому полотну Эйзенштейна, появился впервые. Двухдисковый сборник стоит особняком от всяких модных нынче трибьютов и содержит материал исключительного качества, который порадует любого любителя индустриальной и неофолковой музыки. И еще сборник мастерски оформлен. К этому приложили руку Nihil Design Studio.
Краткий обзор композиций:
1) Шумы России представили композицию под названием «Канон Ангелу Грозному», в которой слышится классический для группы дарк эмбиент с пост индастриалом.
2) Ain Soph выдали балладу в стиле классического неофолка, чем-то напоминающего по своему звучанию Changes, приятную для слуха, но на взгляд автора уступающую по атмосферности первой композиции.
3) L’effect c’est moi совместно с Annenerbe Music Club записали для сборника композицию “Coronation”, звучащую как сочетание мартиал индастриала с лучшими традициями русского рока. Достаточно бодрящий трек.
4) Группа с интригующим названием Teatro Satanico представлена на сборнике эмбиент-нью-вэйв композицией «Terza Roma». Она навевает более спокойные ассоциации, чем название группы. Очень медитативное сочинение.
5) Итальянцы TSIDMZ отличились свежим гитарным мартиал-индастриалом, наполненным сэмплами и шумами.
6) ШРКЪ удивили слушателей панк-версией знаменитой «Песни опричников». Про эту версию можно сказать только одно: она «угарна». Это единственный кавер на песню, звучащую в фильме, хотя в других композициях часто используются сэмплы из фильма.
7) Олег Фомин с ансамблем Злыдота представил настоящую психоделическую фолк-мистерию, в которой можно услышать отголоски черных заговоров, сектантских радений и мелодий, навеянных передачами Рен-ТВ про рептилоидов. В итоге получилось фолк-полотно, способное по интенсивности впечатления догнать «Прыг-Скок» Летова. Погружение в бездны народного хаоса гарантировано при прослушивании этой композиции. Как и любой заговор, в композиции всё имеет глубокий мистический смысл. Так что мы имеем дело не просто с композицией, но с загадкой.
8) Проект Lonsai Maikov представил еще один медитативный трек первой части сборника.
9) Parzival – «Kolowrath» создали уникальную симфонию в стиле мартиал. Здесь всё на своем месте – и оркестр, и выдающийся вокал, и сэмплы с ритм-секцией. Некоторые мелодические ходы отсылают нас к творчеству Прокофьева. Это одна из самых сильных композиций сборника.
1*) Moon Far Away открывают второй акт сборника. Архангельские корифеи неофолка представили по-настоящему филигранную композицию, полную народной мелодики и дышащую этнографическим духом. «Величальная» – мелодичный и один из самых красивых треков сборника. Народный напев, связанный не столько с фильмом, сколько с самой персоной царя.
2*) Necrophonics выдали традиционный пост-индастриал
3*) «Псалом 156» – композиция группы Вирь – мрачный, гипнотический симфо-дроун-дум. Пожалуй, это – самая лучшая и отточенная композиция в дискографии отечественных дум-металлистов. Вирь передали эсхатологическую атмосферу идеально. Чувство тревоги и пустоты передано минималистическими мазками и к концу трека разрешается в просветление, более характерное для духовной тематики, соответствующей названию.
4*) Der Arbeiter записали ритмическую синт-поп композицию с небольшим индустриальным оттенком.
5*) Невод – «Народный погреб» начинается как фолк-композиция с традиционным для неофолка аккордеоном, но затем быстро переходит в сплав психоделики 60х и индастриала. Конечный результат – по-хорошему экспериментальный «замес».
6*) РЕЛЪ – «Ратные воины» – это синтез неофолка и русского рока. Песня-гимн о русской идентичности.
7*)Barbarossa Umtrunk – «La Grande Empire Eurasiatique De La Fin» – эсхатологический гимн от французских евразийцев. Речь Путина, предваряющая миротворческую операцию российских сил в Южной Осетии сочетается с симфоническим индустриальным сопровождением. И опять намек на историческую преемственность.
8*)Annenerbe Music Club – «Алтарь» – оккультный панк-метал, «путь левой руки» в музыке. Эту песню очень хотелось бы услышать на концерте.
9*)Spectre – отличный эпилог для диска, зацикленный сэмпл и электроника. Медитативное аутро.
Весь сборник как целое безусловно больше чем сумма его частей. Два часа музыки погружают слушателя в настоящую эсхатологическую мистерию. Это настоящее искусство в стиле пост-индастриал. А главное, этот международный сборник показывает, что интерес к настоящему киноискусству и русской истории жив. Творчество музыкантов – альтернатива глобальной культуре пост-модерна. Борьба продолжается. Слава Опричнине!
Заказать сборник можно на сайте: UFA MUZAKАнтон Брюков