Спокойный монументализм против постмодерна В Москве проходит выставка "Тоталитарная архитектура"
В Москве с 31 октября по 20 ноября проходит выставка фоторабот Михаила Розанова "Тоталитарная архитектура". Эта выставка в здании Винзавода разительным образом отличается от либерально ориентированных проектов т.н "современного искусства", которое еще иногда называют искусством постмодерна. Она разместилась на Винзаводе на короткое время, словно для сравнения с другими концептуальными экспозициями. Вместо деградации, упадочничества или шизоидности, присущих работам либеральных художников, в работах Розанова можно видеть здоровый аскетизм, силу, мощь и некие метафизические тона, сокрытые от невнимательного взгляда. В пресс-релизе выставки сказано следующее: "Он (Розанов) отходит от социально-политической роли зданий, акцентируя внимание на чистоте формы, ее силе, в то же время совершенно по-новому передает целостность структуры зданий, что подчеркивает его индивидуальное творческое видение." Необходимо, однако, заметить, что такие выставки - это, по сути, вызов творческого человека пятой колонне, действующей в том числе и в нашем искусстве, а значит, политическая интерпретация вполне возможна, и даже нужна.
Розанов показал три архитектурных комплекса: мадридский комплекс «Долина павших» в Испании, библиотеку имени Ленина в Москве и Дворец итальянской цивилизации в Риме. Более всего впечатляет Библиотека - величественное и монолитное здание. Остальные здания представленные фотографом не менее ценны и в совокупности представляют единую экспозицию. Безусловное достижение фотографа в том, что он смог показать эти архитектурные шедевры не только в их аскетизме и красоте, но и в уникальной авторской интерпретации. Видны архетипические черты, присущие традиционному обществу, которые были как бы оживленны неоклассицизмом. Смотря на эти работы, невольно сравниваешь их с работами современных архитекторов. Сразу возникает понимание того, что современная архитектура постмодерна - это архитектура антитрадиционная, некая инверсия канонов классицизма и его отрицание. Как результат - огромное количество торговых центров и офисных зданий безликих, или же напротив - шизофренических. Суть современного либерального архитектурного стиля - создать здания для атомарных индивидов бессодержательных и пустых по определению. Современная архитектура - это некая искусственная среда которая создает контекст для общества потребления. Освобождая человека от всех форм коллективной идентичности, современная западная архитектура по сути плодит здания, ломающие остатки человеческого в человеке и преобразующего его в пост-человека.
Совершено иными были здания неоклассицизма. Сталинский ампир был стилем величественным и строгим, он подчеркивал коллективную идентичность народа и создавал по сути здание для общего дела, а не для индивидуального эгоистического времяпрепровождения.
Этот стиль принял на себя эстафету традиционной архитектуры, донося факел древних устоев до современности и, таким образом, спасая нас - наследников великой культуры. Надо понимать, что советские исполинские здания "общего дела" - потомки древних храмов. Не зря, например, университет называется храмом науки: у него, как правило, есть основной, главный корпус, отражающий его дух. Храм - дом Бога, а значит, в нем должно быть всё, что есть и в обычном доме. Последний же, в свою очередь, должен отражать структуру внешнего мира - такой промежуточный вариант между микрокосмом и макрокосмом. Соответственно, по структуре любого здания теоретически можно восстановить макрокосм его эпохи.
Достаточно сравнить наследие нашей богатой истории с тем, что пытаются нам предложить апологеты "новых устоев" под предлогом "отрыва от догматизма в искусстве" - и сразу становится понятно, каким богам возводятся такие храмы. Это не просто опустошение человека, методично выстроенное с помощью давления "падающих" и "наступающих" стен и дезориентации за счет сложных искажений пространства (торговые центры с бесконечным числом многоэтажных атриумов, офисные здания, чего стоит один небоскреб где каждый этаж вращается отдельно!).
Человек на физическом уровне чувствует свою "разобранность на детали" - и уже потом, в самом здании, проводится скрупулезная его пере-сборка перед большими телеэкранами с "гламурными" клипами поп-див и рекламой. Или, изолированный от всех в маленьком офисе с кипенно-белыми стенами и, опять же, искривленным пространством, он теряет связь с внешним миром и уходит в мелочи своей рутинной жизни, благо уж там ему никто не мешает, не заставляет посторониться его "Я".
Тоталитарная суть же настоящего, крепкого государства сама по себе взывает к общинному духу, где люди не должны быть в описанном выше состоянии, поэтому она не может допустить искажения пространства, в котором она содержится в сознании граждан. Значит, когда в стране - на ее территории - начинают реализовываться проекты "искажения пространства", к которым имеют доступ любые простые граждане, значит, общинный дух сильно сдал. Надо отметить, что эффект "искажения пространства" практиковался в языческих храмах при ритуалах посвящения в жрецы, а так же в тайных обществах при инициации (на худой конец, новичку просто завязывали глаза), так что доступ неподготовленных людей к таким "экспериментам" может быть непредсказуемым. Лишний раз можно было убедиться в сакральной роли зданий, посетив эту фотовыставку. На части фотографий в кадр были оформлены не только детали рукотворной постройки, которая сама по себе воплощает монументализм и твердость намерений, - но и облачное, почти грозовое небо, образующее с исполинскими колоннами и порталами одну общность, один контекст - словно древние боги дивились с неба на воплощение чистой идеи.
Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение и видео оформление выставки. Черно -белые теневые контуры на двух экранах в разных концах зала вызывали ассоциацию с тенями прошлого и были неким контрастом с безлюдностью зданий на фотографиях, как бы показывая людей былых эпох, отделенных от нас некой дымкой. Музыка, выдержанная в стиле минималистского martial-ambient, была идеальным дополнением выставки и создавала ощущение причастности к миру неоклассицизма. Россия-Евразия - это сердце, и это сердце бьется. И следующий удар сердца Евразии явит миру новую Евразийскую имперскую парадигму. В ее рамках будет создан новый стиль большой архитектуры, который будет совершено не похож на скопированные с загнивающей в тисках либерализма западной цивилизации постройки современной России. Будущий стиль будет стилем Русской победы, стилем Евразийской Симфонии. Он будет опираться на великие архитектурные шедевры прошлого, в том числе и те, что представлены на выставке работ Михаила Розанова.