Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
НАША ИДЕОЛОГИЯ
11 мая 2010
Модернизация и религия
Религиозный аспект Четвертой политической теории

Модернизация,  как явление  охватившая всю  ткань  политического,  социального  и  культурного  бытия,  выдвинулась  власти  предержащими,  как основная цель развития страны.  В  контексте    темы  хотелось  бы  проследить  за  тем,  чем  являлась  модернизация  в  религиозной  сфере  и  сделать  небольшой  набросок  для  четвертой  политической  теории.

Модернизм,  как  продукт  эпохи  модерна,  представляет  социум,  как рационально-упорядоченное образование,  социально  дифференцированное  и  плюрастичное,  которое  начиная  с  эпохи  Просвещения,  постепенно  по  нарастающей  начинает  подвергаться  фундаментальным  преобразованиям.  Последние  начинают  осуществляться  необратимо  в  течение  длительного  времени,  что  в  конце  концов  приводит  к  их  глобальному  размаху  и  выравниванию  общества  по  основным  характеристикам.  Наиболее  главным  признаком модернизации  является  идея  прогресса,  которая  позволяет  наполнить  реальным  содержанием  любой  процесс модернизации  в  целом.  Тут  мы  подошли  к  такому понятию,    как  религиозный  модернизм,  на  котором  остановимся  подробнее.

Можно  дать  следующую  дефиницию  этому  термину.  Религиозный  модернизм – это  парадигмальное  понятие,  устанавливающее  взаимосвязь  между  религией,  как  динамично-духовной  подсистемой  и  обществом,  как  социальной  системой  находящейся  в  процессе  модернизации.

Структуру  религиозного  модернизма  можно  рассмотреть  с    одной  стороны,  как  религиозно-мировозренческий,  социальный  и  психологический  аспект  взаимосвязи  религии  и  общества,  а  с  другой  стороны,  как  взаимодействие  религиозного  сознания  и  поведения   в  контексте  стимулирования  и  реакции  религии  на  модернизацию.  В  первом  случае  для  нас  главным  является  социальный  аспект.  Религиозно-мировозренческий  аспект  связанный  с  представлением  верующих  о  трансцендентном,  о  душе  и  человеке;  и  психологический  аспект,  выявляющий  предрасположенность  людей  к  определенному  восприятию  действия.

Во  втором  случае  существует  возможность  увидеть  позицию  религиозных  организаций  и  возможности  религии  в  отношении поведения  верующих,  а  также  проанализировать  данное  поведение,  способствующее  или  препятствующее  социальной  модернизации.

Можно  выделить  два  подхода  к  пониманию  религиозного  модернизма.

Первый  подход  связан  с  внутренней  логикой  эволюции  религии,  включая  суда  обряды,  ритуалы,  догматы,  что  иногда  приводит  к  довольно  серьезным  конфликтам,  ересям,  расколам.  Яркими  примерами  могут  служить  реформация  в  Европе  и    раскол  в  Русской  Православной  Церкви  после  преобразований  патриарха  Никона.   Второй  подход – это  отношение  той  или  иной  религии  к  модернизируемому  обществу.  Так  Макс  Вебер  усматривал,  что  протестантская  этика  способствовала  развитию  духа   капитализма,  тогда как созерцательные религии (буддизм, индуизм) не были нацелены на практическую повседневную деятельность «в миру».    Русское  православие  сначала  боролось  с  модернизационным  проетом  коммунизма,  но  потом  перешло  на  более  лояльную  позицию  к  советскому  государству,  что  не  коснулось  ее  вероучительных  и  структурных  основ.

Религиозный  модернизм  можно  разделить  по  качественным  и  количественным  признакам.  Эксплицитную  позицию  занимают  религии,  которые  непосредственно  поддерживают  идею  прогресса  (протестантская  теология).  Имплицитную  позицию  занимают  религии,  связанные  с  косвенной  поддержкой  идеи  прогресса  и  выражаются  в  наличии  в  соответствующей  догматики  и  этики,  способствующих  социальной  модернизации  (кальвинизм  в  трактовке  М. Вебера).

Так же религиозный  модернизм  можно  условно поделить  на  две  позиции  по  отношению  к  модернизируемому  обществу.

Первая  позиция  связана  с  положительным  отношением  религии  к  прогрессивному  развитию  общества,  и  ее  можно  обозначить,  как  промодернисткую.  И  вторая  позиция  заключается  в  отрицательном  отношении  к  модернизации  и  ее  можно  назвать,  как  контрмодернисткую.

Так  поддержку  религии  либерально-капиталистического  общества  можно  охарактеризовать,  как промодернисткую.  Если  мы  проследим  за  логикой  развития  прогрессивного  проекта  в  развитых  странах,  в  которых прочно  инсталлировалась  парадигма  постмодерна,  то  можно  заметить  некие  общие  признаки:  амбивалентное  религиозное  состояние  сознания,  выражающееся  в  полной  эклектике  догматов  различных  вероучений,  потерю  верующими  четких  нравственных  ориентиров,  отсутствие  религиозных  авторитетов,   несоблюдение  обрядов.  Что  приводит  к  деструкции  и  распаду  социального  ядра  религиозной  организации,  приводящее  ее в  аморфное  и  рыхлое  образование,  и  в  итоге  к  полному  ее  уничтожению.

Можно  выявить  разные  степени  поддержки  со  стороны  религии  к  модернизационным  процессам  в  разные  периоды  истории.  Можно  выделить  радикальный,  умеренный  и  слабовыраженный  религиозный  модернизм.  Радикальный религиозный  модернизм  предполагает,  что  религия  стоит  в  авангарде  модернизационных  процессов  в  обществе  (  борьба  католических  священников  за  социальные  преобразования  в  странах  «третьего  мира»  в  60 годы  XX  века).  Умеренный  религиозный  модернизм  означает,  что  религия  поддерживает  проводящуюся  модернизацию,  но  активного  действия  в  качестве  основного  субъекта  не  принимает  (позиция  ΙΙ  Ватиканского собора,  поддержавшего  духовный  и  материальный  прогресс  человечества).  И  слабовыраженный  религиозный  модернизм,  является  следствием  того,  что  религия  при  определенных  обстоятельствах  приходиться  поддерживать  социальную  модернизацию,  хотя  ее теологические  установки  противоречат  последней  (позиция  РПЦ  в  советский  период).

В  контрмодернисткой  же  оптике,  отрицательное  отношение  к  социальной  модернизации  обусловлено  следующими  причинами:

1)       Процессы  модернизации  породили  секулярное  общество  и  подорвали  авторитет  религии

2)      Последствия  такой  модернизации  имеют  амбивалентный  характер.  С  одной  стороны  прогресс очевиден  на  лицо,  с  другой  он  оборачивается  своей  противоположностью  (см.  монотонные  процессы);  глобализация  несет  в  себе  как  положительные  стороны,  так  и  отрицательные, что    увеличивает  неравенство  между  развитыми  и  развивающимися  странами;  человек  научился  удовлетворять  свои  материальные  потребности  с  одной  стороны,  с  другой    это  привело  к  его  моральной  деградации 

3)      Многие  общества  в  современном  мире  являются  традиционными,  это  выражается  в  том,  что  в  основе  их  лежит  религия  (православие,  ислам,  индуизм,  буддизм),  которая  является ведущей сферой  в  организации  общества.  Социальная  же  модернизация  ликвидировала  этот  идеал,  что  привело  к  ее  отрицанию.

Контрмодернизм,  как  и  религиозный  модернизм  можно  классифицировать  на  эксплицитный  и   имплицитный.  Примером  ярко  выраженного  контрмодернизма  может  служить  позиция  исламских  фундаменталистов,  призывающих  к  созданию  на  земле  единого  исламского  государства  и  живущего  по  законам  шариата.  Самой  сущностью  религиозного  контрмодернизма  является  активное  сопротивление  прогрессивному  развитию  общества.

Слабо  выраженную  позицию  можно  обнаружить  в  буддизме,  который  является  формально  нейтральным  по  отношению  к  социальному  развитию,  по  существу  отвергает  современное  общество,  проникнутое  духом  эгоизма  и  материальных  благ,  проповедует  уход  от  мира,  освобождение  от  страданий  через  разрыв  цепи  перерождений  (сансара)  и  достижению  нирваны.

Также религиозный  контрмодернизм  может  быть разделен  на радикальный,  умеренный  и  слабовыраженный.    Смысл  радикального  контрмодернизма  в  том,  что  он  предполагает   самое  активное  участие  против  прогрессивного  развития  общества  (Усама  бен  Ладен  и организация Аль-Каида).  Умеренный  контрмодернизм  выражается  в  сохранение  традиционных  основ при  при  осторожоном внедрении изменений.     И,   наконец,  слабовыраженный  религиозный  контрмодернизм  (позиция  Русской  Православной  Церкви  в  90  годы).

Православная  церковь  всегда  играла  огромную  роль  в  становлении  российской  государственности  и  культуры.  Она  была  и  остается  тем  скрепляющим  элементом,  которая  объединяла  под  своей  сенью  все  народы  православной  культуры,  и  умело  организовывала  межкультурный  диалог  с  представителями  других  религий  в  едином  цивилизационном  пространстве.  Вместе  с  тем,  если  рассматривать  такой  сложный  вопрос,  как  соотношение  религии и  модернизации,  то  восточная  ветвь  христианства  всегда  относилась  к  последней  с  осторожной  долей  внимания.

При  определенных  условиях  религиозный  контрмодернизм  может  рассматриваться  в  качестве  своей  антитезе – модернизму.  Люди  постмодерна  сделали  свой  выбор  в  пользу  общества  потребления,  духовного  обмерщвления  и  религиозного  модернизма,  нам  же  следует  двигаться  от  обратного  и  выдвинуть  свой  альтернативный  проект, т. е. религиозный  контрмодернизм.  Православная  Церковь  должна  все  больше  играть  заметную  роль  в   жизни  общества,  иметь  свое  собственное  видение на  главные  смыслообразующие  вопросы  сегодняшнего  дня  и  нести  в  себе  тот  бодрый  духовный  заряд,  который  поможет не  заблудиться  человеку в  современном    мире.    Так  иногда  в  традиционном  обществе  под  влиянием  религии  или  каких  либо  других  факторов,  поддерживаемых  религией,  внедряются  элементы  модернизационной социальной  системы,  но  основы  традиционного  общества  не  затрагиваются  и  укрепляются  к  изменившимся  условиям.  Представляется, что  такой  проект  религиозного  контрмодернизма  был  бы  актуален  для  четвертой  политической  теории.

 

Иван Войтович

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»