Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
НАША ИДЕОЛОГИЯ
Итак, конца не избежать. Современный мир обречен на смерть. Хаос, царящий сегодня на земле – последняя стадия деградация, за которой последует полный крах
14 января 2009
Санкция сверху
Учение Рене Генона в свете Консервативной революции

В своей программе «Finis Mundi» Александр Дугин заметил: «Если бы Рене Генон написал только “Кризис современного мира” и “Царство количества и знаки времени” - две чисто критические работы - и то его имя вошло бы в разряд безусловных гениев человечества».

Можно сказать, что Рене Генон был вне политики, то есть вне конкретных политических реалий. И это вполне понятно и объяснимо. Обрушиваясь с критикой на современный мир, Генон рисует идеальную строго иерархичную модель государственного устройства.

Говоря о возвращении к единому первоначальному принципу, из которого и должна исходить вся иерархия, он подчеркивает, что подобное восстановление не может иметь направление «снизу-вверх» - это в корне неверно. «Вот почему мы не можем придавать политическим случайностям самое широкое значение, даже придавая слову “политический” иную ценность, кроме ценности простых внешних знаков ментальности определенной эпохи», - пишет философ.

Но, несмотря на подобную позицию, читая даже чисто критические сочинения Генона, понимаешь, что он пишет не иначе как о консервативной революции, о самой ее сути. Среди всех его разоблачающих и анализирующих современный упадок положений то и дело проглядывают отсылки к тому, как должно быть и что можно и нужно для этого делать.

Конечно, Генон как философ, великий философ-традиционалист, делает это в максимально абстрактной форме, отвлеченной от конкретного политического контекста.

И это вполне оправдывается: во-первых, Генон совершенно ясно осознавал кризис современной западной цивилизации и не видел в ней той силы, которая была бы способна повернуть мир в сторону традиции (подобную возможность философ оставлял только за Востоком); во-вторых, Генон тем самым настаивал на том, что в первую очередь нужно совершить громадное интеллектуальное усилие, нужно начинать с поиска духа, идеи, а не с их конкретных воплощений и выражений. «Надо исходить из самого высокого, то есть из принципов, чтобы постепенно спуститься к различным порядкам приложения, тщательно соблюдая все время иерархическую зависимость, существующую между ними», - настаивает Генон.

Итак, помимо критики и описания всех пороков современной западной цивилизации, Генон также касается анализа конкретных исторических реалий, на примерах разъясняя сущность конфликта между мирской властью и духовным авторитетом. И одновременно за всем этим непрестанно слышатся призывы к пробуждению и возвращению к истокам, несмотря на констатацию неизбежного кризиса современного мира, связанного с концом Кали-юги, в котором согласно индуистской доктрине мы сейчас находимся.

Критика западной цивилизации и демократического строя

Несколько слов необходимо сказать о том, какие аргументы Рене Генон выдвигает против современного демократического строя.

Генон логически, практически с «математической точностью» выводит аргументы против демократии. Он также показывает, что мир, в котором демократия является одной из основных ценностей, находится на последней стадии упадка. Он пишет: «Самый главный аргумент против “демократии” можно высказать в нескольких словах: высшее не может исходить из низшего, потому что “больше” не может получиться из “меньше” с абсолютной математической строгостью, которую ничто не может пересилить».

Этот аргумент очень краткий, но емкий. Посмотрим, что имеет в виду Генон, когда говорит о «высшем - низшем» и «большем - меньшем».

Во-первых, демократия означает власть народа, то есть - власть большинства. При демократическом строе власть исходит снизу, что полностью противоречит традиционному устройству, когда власть проистекает из единого высшего принципа. Во-вторых, власть не может принадлежать большинству, так как это привилегия, которая может быть достоянием лишь немногих людей, другими словами, - элиты.

«Слишком очевидно, - пишет Генон, - что народ не может вручать власть, потому что он сам ею не обладает; истинная власть может прийти только сверху, и поэтому <…> она может быть узаконена только санкцией чего-то более высшего, чем социальный порядок, то есть санкцией духовного авторитета». Причиной же такого переворачивания иерархии является первая узурпация власти, когда Кшатрии восстают против Брахманов, не желая более им подчиняться, и берут власть в свои руки.

Еще одно характерное свойство демократии, отмечаемое Геноном, - это торжество множественности. Философ указывает на этот аспект как на точку «соединения демократической концепции и материализма». Множественность как таковая существует в материальном мире, в противоположность этому - духовный мир с присущим ему единством. Превосходство и власть множественности говорит лишь о том, что универсальный единый принцип отрицается или забыт, так как лишь единство, находящееся на вершине иерархии, является причиной и истоком всякой множественности.

Также Генон пишет о противоположности «демократии» и «аристократии». Аристократия как власть элиты противостоит власти большинства, так как элита по своей сути немногочисленна и имеет, прежде всего, интеллектуальное превосходство перед большинством. Численное же превосходство – это свойство демократии, «основная черта которой есть принесение в жертву меньшинства большинству и тем самым, <…> качества – количеству, и, следовательно, элиты - массам», - констатирует Рене Генон.

История конфликта Брахманов и Кшатриев

Теперь посмотрим, как, собственно, Рене Генон объясняет современное положение вещей. С чего началось нарушение строгого иерархического порядка, и что послужило причиной этому сбою в системе.

Итак, начало разладу в государственной организации дал конфликт двух сил – духовной и светской. Когда-то давно эти две силы не были разделены и не существовали как отдельные функции. Они были одинаково включены в единый принцип, который являлся высшим и первоначальным по отношению ко всему остальному. Память об этих временах хранит в себе индийское учение. Оно рассказывает нам о том, что первоначально существовала всего одна каста – Хамса, которая включала в себя свойства и характеристики всех четырех каст, появившихся позднее, и означала очень высокий духовный уровень. Появление каст – это уже следующий духовный уровень, более низкий. Но это, однако, единственный уровень исторически известный современному человеку, который наиболее близок к изначальной традиции.

Согласно Рене Генону, в основе кастового разделения общества лежит природное различие людей. В каждом человеке от рождения заложены определенные качества, и в соответствии с этими качествами человек может наилучшим образом выполнять какую-либо функцию. Вследствие этого всем предназначено свое место в иерархии. Принцип, согласно которому общество делится на касты, объясняет причину духовного владычества Брахманов. Именно каста Брахманов по своей природе обладает метафизической функцией – это сохранение и передача традиционного знания. Кроме высшей касты этим знанием и подобной функцией не обладает никто.

Еще один значимый момент, подтверждающий легитимность доминанты власти Брахманов, это совершение как «большой», так и «малой» инициации. То есть помимо посвящения духовенства, брахманская каста осуществляет также передачу знаний касте Кшатриев, тем самым подтверждая и их легитимность – отсюда так называемое «божественное право» царей. Итак, отношения между духовной и светской властью – это отношения не согласования, но субординации. Право властвовать на земле даруется светским правителям духовенством. Так, царская власть становится «законной» только после посвящения на царство, то есть духовного признания и посвящения.

Примером, иллюстрирующим зависимость светской власти от духовной, является иконография апостола Петра в христианской традиции. Он изображается с двумя ключами – золотым – символом духовной власти и серебряным – символом царской власти. У древних римлян два ключа были атрибутами Януса. А в китайской традиции эта зависимость хорошо отражена в притче о слепом и паралитике. Паралитик сидит на плечах у слепого. Подобная пара олицетворяет неподвижную созерцательность – в образе паралитика, и действие – в образе слепого. То есть это соответственно власть духовная и власть мирская, а положение паралитика на плечах слепого указывает на подчиненное положение светской власти.

Кастовое разделение – это первая стадия того процесса, который ведет к дальнейшему восстанию каст и отрицанию духовного авторитета. Общество гармонично до тех пор, пока все касты находятся на своем месте в иерархии, выполняют соответствующие им функции и признают свое подчиненное по отношению к духовной власти положение. Как только светская власть начинает сомневаться в авторитете духовенства, начинается процесс разложения иерархии. Следующим шагом на этом пути становится отказ подчиняться высшей касте – светские правители начинают утверждать свою независимость и даже превосходство над правителями духовными. А это уже является прямым путем к восстанию и низших каст.

«Любое действие, источником которого не является знание, далеко от принципа и по сути представляет собой лишь суетное движение; так же и любая светская власть, не признающая этой подчиненности духовному владычеству, равным образом тщетна и иллюзорна; поскольку она отделена от своего принципа, все ее действия будут вызывать лишь беспорядок и неизбежно приведут к ее падению», - пишет Генон.

Описывая иерархическое устройство общества, Генон проводит аналогию между кастами Индии и сословиями, существовавшими на средневековом Западе. Он отмечает, в частности, что в европейской истории разрыв между духовной и светской властью начинается с эпохи Филиппа Красивого, а в качестве отправной точки подобного разрыва Генон считает гибель ордена Тамплиеров.

Важно отметить, что как только светская власть объявляет свою независимость от духовного авторитета, она теряет свою легитимность. Власть Кшатриев – земных правителей становится незаконной, они лишаются права власти. Далее, революция – восстание низших каст - естественное продолжение упадка и результат восстания Кшатриев. Однако значение революции двояко. С одной стороны, это последняя стадия деградации, когда восстают самые низшие касты или слои населения, но с другой - это некое возмездие земной власти, возомнившей себя независимой. То есть, с одной стороны, революция – это апогей беспорядка и хаоса, а с другой она знаменует собой новое начало.

«Мы отвергаем закон, как только мы отвергаем сам принцип, из которого он исходит; однако те, кто отрицает закон, не в силах его упразднить, и это отрицание оборачивается против них самих. Вот почему, в конце концов, беспорядок должен стать истинным, а не иллюзорным порядком, которому уже ничто не может быть противопоставлено», - говорит Генон. Смерть должна предшествовать новому рождению. Только после полного уничтожения «видимого мира» воцарится «Небесный Иерусалим», восторжествует духовное начало.

Взгляд в будущее

Итак, взгляд в прошлое, анализ исторических реалий – хороший урок, необходимое дело для взгляда в будущее. А критика современного мира, современной Западной цивилизации – должна стать лишь отправной точкой, посылом для дальнейшей работы. Сам Рене Генон пишет, что одной критикой упадка и деградации современной цивилизации ограничиваться нельзя, это не имеет смысла. Все рассуждения на эту темы бессмысленны, если нет пути назад. Но назад путь есть, возвращение возможно!

Генон призывает к работе, работе сложной и кропотливой, работе по поиску истинного традиционного духа. Есть еще люди, которые способны на это, их мало, но их не должно быть много. Он пишет: «Это может быть только лишь делом элиты, в самом полном и истинном смысле этого слова: мы говорим исключительно об интеллектуальной элите, и по нашему мнению, никогда не существует другой, а все внешние социальные разделения никакого значения не имеют с точки зрения, на которой мы находимся».

Генон рисует нам путь от «философии» к «Откровению». Очень интересно проследить, как соотносятся эти два понятия. Философия – это человеческая мудрость, которую можно достичь на земле. Но подобное знание само по себе не является истинным, так как истинное знание имеет надчеловеческую природу. Философия – это лишь подготовительный этап, мостик к «Откровению», как «Рай Земной» является этапом на пути к «Раю Небесному». Достичь откровения дано лишь избранным, тем, кто обладает «интеллектуальной интуицией» или «вдохновением». Можно провести аналогию с индуистским учением, где два уровня знания соответствуют Шрути (услышанное) и Смрити (запомненное).

Итак, конца не избежать. Современный мир обречен на смерть. Хаос, царящий сегодня на земле – последняя стадия деградация, за которой последует полный крах. Но самое главное заключается в том, что за концом последует новое начало, после смерти придет возрождение. И то знание, которое будет найдено, обретено, накоплено станет зерном, которое прорастет в новый мир. Идя вперед, оглянемся назад и запомним самое главное.

Литература:

1. Рене Генон «Кризис современного мира»
2. Рене Генон «Духовное владычество и мирская власть»

Опубликовано на философском портале "Арктогея"

 

Юлия Дмитриева

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»