Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
НАША ИДЕОЛОГИЯ
12 апреля 2010
Леонид Савин: К государству вопрошания без страха
Пересмотр античных категорий

Поскольку формирование известных политических теорий началось задолго до их появления на мировой арене, необходим исторический анализ предпосылок для выявления тех ключевых моментов, которые привели к выработке этих моделей.

Корни европейской политической философии уходят в древнегреческую мысль – в первую очередь, учения Платона и Аристотеля о государственном устройстве. Мы знаем, что на зарождение схоластической школы Западной Европы повлияли именно тексты Аристотеля и ряда других авторов. Однако если проанализировать тот процесс, в течение которого эти идеи инсталлировались в западноевропейское сознание, мы обнаружим, что имело место искажение первоначальных смыслов, если подходить с точки зрения социальной лингвофилософии. Известно, что любой перевод не может адекватно передать смысл определенного выражения, так как на языковый аппарат накладывают глубинные структуры сознания, предопределяемые месторазвитием, религиозными идеями и культурными традициями носителя языка.

Можно привести банальный пример: по-испански «Добрый вечер» звучит как Buones tardes, эта фраза произносится начиная с полдня. Какой вечер может быть в 12 часов дня? Но если мы разберем этимологию этого выражения, обнаружится, что корень этого слова такой же, как у глагола tardar – медлить, опаздывать. Теперь представьте себе знойную Испанию в разгар солнцепека, когда вся природа замирает и всякая тварь прячется в тень. Аналогично и с арабскими текстами. Этносторически ислам складывался в пустыне, что формировало определенную культуру и язык этой культуры.  Кочевой образ жизни определенно повлиял и на идеи распространения ислама на внешний мир. Тексты Аристотеля, Эвклида и др. авторов были переведены на арабский  в IX в., а до этого сохранялись на Ближнем Востоке у еретиков несториан на сирийском языке. Лишь после таких филологических изменений они попали в Европу.

Перевод античных текстов был институциализировано в XII в. благодаря аббату из Клюни Петру Достопочтенному, причем их необходимость обосновывалось им как, в первую очередь, интеллектуальная борьба против мусульманства. Еретики или иноверцы, говорил он, неважно как их называть, но для того чтобы с ними грамотно бороться, мы должны понимать как они думают, при этом Петр из Клюни отмечал отсутствие должных для этого знаний в среде западноевропейских «ученых». А так как латиняне уже не знали древних языков, то потребность создания команд переводчиков и средневековых аналитических центров выдвигалась на первый план. При этом помогали им сами мусульмане, иудеи и христиане-монофизиты, привносившие изюминку своих религиозно-этнических рудиментов. Но не следует забывать, что и католики являются одной из отколовшихся ветвей Восточной христианской церкви, и они при переводе на латынь тоже в свою очередь переосмысляли и трактовали корпус античных текстов. А вместе с монахами на интеллектуальной ниве тогда трудились и бродяжничающие философы-голиарды, у которых была выраженная антипапская направленность. При этом большое значение придавалось софистике, как одному из методов диалектики. Поэтому вполне последовательно на этой почве появились работы Канта, Гегеля, Фихте, Гоббса и других философов государства, которые привнесли свои домыслы и обоснования, но уже были далеки от первоначального смысла аристотелевских и неоплатонических текстов. Хоть тексты этих авторов и повлияли на становление трех предыдущих политических теорий, но при их анализе и деконструкции можно обнаружить ряд противоречивых положений и пунктов, по которым вполне обоснованно есть все основания высказать принципиальное несогласие.

Даже если не брать во внимание пересмотр философских взглядов из-за смены политического режима, что хотел сказать Гегель своим заявлением о том, что «именно дух я могу совершенно сделать своим»? Конечно же, эпоха Просвещения тоже сделала свое дело, подвергнув комплексные понятия дефрагментации и выхолащивая из них глубинные смыслы античного наследия. Не случайно еще ранее Бернард Шартрский говорил, что «мы – карлики, забравшиеся на плечи гигантов» в отношении Средневековой науки, базирующейся во многом на наследии предыдущих эпох. Только насчет того, что видно лучше и дальше можно поспорить, так как из-за сбоев сознания были нарушены механизмы активизации глубинных структур порождающих правил, определяющих человеческое бытие.

При этом, главное, что ставится под сомнение сам субъект, что позволило Лакану выдвинуть тезис о его расколотости, Пёше заговорить о эффект-субъекте и появиться традиции Смерти субъекта. Ведь понимая субъект буквально как «брошенное под» с плеч великанов античности, это брошенное исчезает где-то внизу, за облаками эпистемы Просвещения, ускользая от нашего взгляда. Мартин Хайдеггер отметил этот феномен как отсутствие почвы под ногами, постоянное проседание грунта и наше зависание над бездной, когда в потрясении этого провала остается только наше чистое присутствие или как мост, растущий между небом и землей только, когда мы по нему идем.  Отсюда и появление ужаса, который имплицитно присутствует во всех политических идеологиях. Гоббс об этом говорил более открыто, говоря о необходимости создания полицейского аппарата, в фашизме это было завуалировано важностью создания государства-корпорации, защищающего свой народ от внешних врагов (национал-социализм возник во многом благодаря ресентиманту, которым была обильно удобрена почва), а в марксизме это был социальный страх, позаимствованный у предшественников атеистов, говоривших о страхе перед силами природы. Более того, предыдущие системы были утверждающими, если подойти к ним с точки зрения языка как коммуникации – в таком качестве, как известно язык существует лишь в двух аспектах – утверждающем и вопрошающем.

Каковы могут быть пути преодоления этого отчуждения от субъекта? Продолжать сидеть на плечах античных великанов, чьи основы подточены постмодернистскими инструментами, пытаясь произвести замеры грунта или высматривая где-то впереди вершины надежды?

Помимо такой неконструктивной позиции есть еще два пути – совершить прыжок в бездну и аккуратно, последовательно спускаться вниз, тщательно осматривая и перепроверяя наследие предыдущих эпох на прочность. А пересмотрев корпус античных текстов уже с новой позиции и, спустившись на землю, необходимо глубинное исследование доплатонических и до аристотелевских пластов философии, еще не парализованных логоцентризмом. Тогда, возможно, мы сможем излечится от того метафизического головокружения, которое вызывает в нашем сознании страх, инстинктивно толкавший на созидание защитных государственных систем. Более того, для этого необходимо провести операцию, сходную с дерридовской деконструкцией, но по отношению ко времени - промыслить весь исторический процесс одномоментно, сжав весь линейный ход истории в мгновение, но одновременно соразмышляя его с вечностью.

Часто, говоря о политической идеологии, связанной с вечностью, вспоминают слова Артура Мёллера ван ден Брука, однако есть не менее значимая фигура консервативно-революционной мысли – Эрнст Юнгер, который высказал не менее замечательную фразу о том, что чем меньше в революционную фазу, когда идет проверка нас самих на существование, ты соотносишься со временем, тем чистый mentor (мерило) в качестве оружия действует все острее. Тогда исчезнет и сам страх и даже потрясающие движения становления, неподвластные человеческому рассудку, будут вызывать лишь новые вопросы к истоку.

 

Леонид Савин

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»