Евразийцы обучили экспертов этносоциологии Межэтнические отношения обсудили в в Московском доме национальностей
Миграционные процессы не только в России, но и во всем мире вызывают сейчас огромный интерес не только и не столько у ученых социологов и экономистов, сколько служат объектом манипуляции общественным мнением и поводом для политических дебатов. Противостояние выходцев из деревни (во втором или третьем поколении) и буржуазии крупных мегаполисов достигло с глобализацией во истину глобальных масштабов, и ученые говорят уже не о локальных миграционных процессах, но о противостоянии по оси Global Village – Global Cosmopolis. Однако особую остроту приобретают такие дебаты на постсоветском пространстве, где активные миграционные процессы в одних местах размывают идентичность коренного населения, в других стимулируют экономический рост, а сами трудовые мигранты либо служат поводом для раздражения, либо принимаются с широкими объятьями. Все эти явления и процессы с самых разных позиций – популистско-пропагандистских и строго научных – обсуждались в Московском доме национальностей 16 декабря, в пятницу.
Представители Центра консервативных исследований МГУ и Евразийского союза молодежи были приглашены на открытую встречу с представителями московских властей, общественных и политических объединений одновременно и в качестве экспертов, и в качестве активной политической силы, включенной в обсуждение и осуществление национальной политики. Кроме евразийцев на встрече присутствовали также эксперты Федеральной Миграционной Службы, Департамента по труду и занятости, Кафедры управления миграционными процессами Государственного Университета Управления, Московского Центра Интеграции, Российского Конгресса Народов Кавказа, Института демографии, миграции и регионального развития, Федерации мигрантов России, Комитета «Гражданское Содействие».
Большая часть времени была отведена выступлению представителей организаций, занимающихся правовой и социальной защитой трудовых мигрантов из Средней Азии. Так, представитель Красного креста в России справедливо обратила внимание на чудовищное состояние и коррупционность всей системы миграционной политики, начиная с выдачи приглашений рабочим из Киргизии, Таджикистана или Узбекистана, кончая «крышеванием» строек представителями правоохранительных структур. Чудовищные условия проживания и труда бедолаг-мигрантов в больших мегаполисах один из выступающих назвал «новым рабством», когда сама экономическая система и ее теневые механизмы, действующие по все тем же капиталистическим принципам, потворствует возникновению новых «рабовладельческих плантаций», где наиболее состоятельные рабовладельцы за копейки эксплуатируют труд абсолютно бесправных приезжих. И справедливое раздражение в этом случае должно быть направлено скорее против организаторов таких человеческих ферм, а не против самих мигрантов
С почти противоположных позиций выступили представители Всеславянского собора студенческой молодежи, утверждая, что приток мигрантов размывает культурную идентичность жителей Москвы и других крупных российских городов, и попустительство миграционных служб ведет к развитию событий по «косовскому сценарию». Русским же, чтобы защититься от «орд варваров», необходимо создать большое конфедеративное славянское государство, к которому примкнет Белоруссия, Украина и, возможно, Польша, и при этом полностью закрыть въезд для приезжих-мужчин (почему фильтрация мигрантов должна производиться именно по гендерному принципу, выступающий не пояснил).
Одним из последних выступил с коротким евразийским взглядом на проблему лидер Евразийского союза молодежи Андрей Коваленко. Чтобы понять ситуацию, выступающий призвал обратить внимание на своеобразную многослойность социального состава российского общества, ведь конфликт в крупных российских мегаполисах происходит зачастую не между представителями русского народа и этническими меньшинствами, но между принципиально разными этносоциальными группами. С одной из сторон мы имеем представителей так называемого этнопролетариата, которые сами или в предыдущем поколении жили традиционным укладом в сельской местности в Средней Азии, на Кавказе или где-то еще. В лучшем случае это представители этнических буржуазных элит, искаженно унаследовавшие традиции и культуру своего этноса, но не утратившие стихийного консерватизма и групповой сплоченности в чужеродной среде.
Другой стороной конфликта, которую больше всего раздражают проявления этнической культуры мигрантов, является еще более оторванная от всего русского и православного, рафинированная часть гражданского общества – атомизированная и склонная к стихийному протесту против любых форм традиции (в первую очередь культуры приезжих). Именно эта часть российского социума наиболее болезненно воспринимает лезгинку на улицах, традиционную одежду мусульманок, строительство мечетей в Москве и т.д. Русские же люди, естественным образом унаследовавшие религию и культуру своих предков, лояльно и по-дружески относятся к мусульманам и склонны порой даже выступать в союзе с ними против либерализма в политике и культуре. Традиция против концентрированного модерна – именно по этой оси проходит противостояние, но отнюдь на между русскими и всеми остальными (приезжими). Таким образом, сгладить противоречия между этими стратами общества можно путем приобщения и русских, и мусульман к своей традиции параллельно с настойчивым объяснением либеральной и космополитической части общества, составляющей до сих пор незначительный процент населения даже больших городов (порядка 10%), что их позиция не может претендовать на абсолютный универсализм.
Отвечая на вопросы присутствующих, Андрей обратил внимание на то, что оба характерные для западных стран способа решения этнических проблем в крупных городах (ассимиляция или аккультурация в гражданское общество и мультикультурализм) подтвердили свою нежизнеспособность, поскольку в первом случае насильно, во втором – мирным путем приезжих заставляли отказаться от своей религии и культуры, что в качестве реакции привело к образованию этнических гетто и столкновениям с полицией. Если же, следуя мысли выдающегося русского философа Константина Леонтьева, в русском обществе вновь расцветет «цветущая сложность» культур, то основная масса противоречий будет снята автоматически.
Присутствующие эксперты Федеральной миграционной службы и Департамента по труду и занятости заинтересовались вкратце озвученными идеями и попросили молодых евразийцев и экспертов Центра консервативных исследований МГУ в качестве экспертов включиться в разрешение проблем в Москве и других городах России.