Актуальные вызовы политической философии евразийства, глобальные интеграционные тренды и возможный альянс контргегемонистских сил были в центре внимания во время очередного заседания Евразийских студенческих интеллектуальных клубов на площадке Центра социально-консервативной политики, которое прошло 27 ноября с 18.00 до 21.00. Молодые ученые - философы, политологи и социологи, а также молодые политики-евразийцы обсудили фундаментальные истоки евразийской теории и точки приложения ее в политической практике.
Базовым докладом «Евразийство: политические и идеологические аспекты» открыла семинар Анастасия Ковалева. "Евразийство - это политическая философия, созданная русскими мыслителями в ходе осмысления катастрофы русского государства, - пояснила Анастасия. Поэтому, евразийство является подлинно русской идеей. Основные идеологические принципы, сформированные ранними евразийцами Николаем Трубецким и Петром Савицким, следующие:
1. Отрицание эволюционной теории и прогрессистского подхода по отношению к странам и культурам. Вместо него принят холистский, структурный подход
2. Утверждение уникальности каждой культуры
3. Утверждение самостоятельности российской цивилизации, заключающейся в органичном сочетании этнических культур, населяющих евразийское пространство.
4. Формирование альтернативного проекта для России
5. Формирование глобального альтернативного проекта для всего человечества, заключающегося в отстаивании собственной культурной и цивилизационной идентичности.
Так, по мнению докладчика, евразийская идеология не смогла стать политической практикой в силу исторических причин. Она вновь приобрела актуальность после второго распада русского государства, в новую переходную эпоху, и получила название «неоевразийство». В настоящее время идеи ранних евразийцев пополнились геополитической мыслью и теорией сетевых войн. Это достойный ответ на вызов противника в культурном, информационном и экономическом пространстве.
Евразийство предполагает возрождения государства, восстановление раздробленного пространства исторической Руси. В рамках внутренней политики евразийство – единственный адекватный ответ на угрозу межэтнических конфликтов и государственных переворотов.Евразийская политическая философия представляет собой глобальную стратегию действия, которая не ограничивается ответами на сиюминутные вызовы, формируя собственную повестку дня.
По мнению Анастасии, русское евразийство – новый контргегемонистский проект XXI века, дающий надежду на альтернативу всем зависимым народам, культурам и этносам. Таким образом, евразийство является идеологией, призванной вернуть нашей стране ведущую роль как на региональном, так и на глобальном уровне» - заключила свой доклад Анастасия.
С отдельным докладом «Синтез евразийства и панславизма: постановка проблемы и возможные пути ее решения» выступил представитель информационного агентства Телеграфистъ Максим Сигачев. Автор доклада указал на то, что, несмотря на близость двух концепций, порой их противопоставляют на том основании, что евразийство – это, прежде всего, геополитическая концепция, апеллирующая к пространству и территории; тогда как панславизм – это этнолингвистическая идеология, ориентирующая не столько на территориальную общность, сколько на языковое и этническое единство. Поэтому предлагается соединить евразийство и панславизм в одно целое, которое автор условно называет славяно-евразийством.
«Выдвигаются четыре возможных пути достижения этой цели: 1) Красно-социалистический проект, в рамках которого предполагается интегрировать левое евразийство и левую версию панславизма 2) Неовизантийский проект, обращающийся к византийскому наследию, сближающему Россию-Евразию с южными славянами 3) Неоскифский проект, апеллирующий к скифским корням, являющимся одновременно евразийскими и праславянскими 4) Проект Северной цивилизации, благодаря своему масштабу способный вобрать в себя как евразийство, так и панславизм. В заключении доклада автор отмечает раскол всего славянского мира на неолиберальные атлантистские верхи и почвенно-национальные низы. На этом основании даётся рекомендация делать ставку не на элиты, а на активную работу с самими славянскими народами», - заключил Максим.
В свою очередь, перспективы экономической интеграции Украины в единое евразийское пространство осветила в своем докладе студентка МГУ и активист Евразийского союза молодежи Дарья Севастьянова. По ее мнению, экономический подход к оценке последствий евроинтеграции Украиныи является хорошим примером, показывающим, к чему может привести отказ от более логичного с любой точки зрения процесса интеграции в Евразийский союз даже с точки зрения экономики.
Дарья упомянула об основных ожиданиях Украины от интеграции с ЕС в рамках Соглашения об Ассоциации, в частности, о надежде приобрести партнеров и инвесторов из Европы и на новые рынки сбыта, но эти мифы были развиты суровой жизненной реальностью: Украину в ЕС не ждут в качестве равноправного партнера, но как в качестве рынка сбыта и буферной зоны на подступах к рынкам России и стран СНГ. С другой стороны, докладчик упомянул, что Таможенный союз дает Украине все те выигрыши, которые она надеется получить в рамках Соглашения об Ассоциации, а также позволит решить проблему с энергообеспечением, более того -совместные бизнес-проекты получат больше возможностей для развития (что необходимо Украине - ведь отток капитала стал серьезной проблемой для делового климата).
"Мнимая отговорка - боязнь за суверенитет - больше не работает, ведь в рамках соглашения Европой именно политическую независимость Украина и делегирует в ЕС, поэтому данное решение сугубо политическое, и приравнять этот факт к экономической сделке не удастся. Ведь последствия, которые ожидают Украину катострофические - экономический крах, обнищание производственной отрасли, волна сепаратизма, свержение власти, вот те неминуемые беды, которые ожидают, - по мнению Дарьи - Украину в ближайшее после подписания Соглашения время".
После прочтения всех докладов участники встречи перешли к обсуждениям. Молодые политики поблагодарили докладчиков за содержательные доклады и высказали пожелание в будущем сократить регламент выступлений до 15 минут, чтобы больше времени осталось на обсуждение путей практической реализации тезисов. Также прозвучали вопросы об отношении евразийской теории к миграционному вопросу, а также проблеме межконфессионального сотрудничества православия и ислама в евразийском пространстве. Ведущий семинара Андрей Коваленко ответил, что будущий Евразийский союз ни в коем случае не подразумевает реализацию мультикультурного проекта по типу Евросоюза. Напротив, в Евразийском союзе каждый народ и даже самый маленький этнос должен чувствовать себя комфортно на своей территории. "Полнота культурной автономии без политико-административного деления", - заключил Андрей.
В заключении ведущий также отметил, что многие вопросы евразийской теории и политической практики были затронуты лишь вскользь и требуют дальнейшего раскрытия в ходе последующих и более расширенных встреч на площадке Центра социально-консервативной политики.