Рецензия на книгу «Философия войны» Александра Дугина
М.: Яуза, Эксмо, 2004, 256 с. ISBN 5-699-07026-5
Теперь рядом с «Философией традиционализма» и «Философией политики» читатель может поставить на полку и третью книгу из этой философской серии Александра Дугина – «Философию войны». Как и в остальных своих произведениях, Дугин не ограничивается исследованием предмета в рамках одной законченной парадигмы, но пытается выстроить многоуровневую мета-парадигму, ища и остроумно сопоставляя аналогии в экономическом, историческом и политическом взглядах на историю. Единая анатомия глобального цивилизационного конфликта сводится Дугиным из марксистского, религиозного, этнического, мифологического и геополитического анализа. Все эти методологии, несмотря на внешние терминологические противоречия, могут и должны быть связаны в стройное уравнение векового противостояния. Для Дугина наличие единого нерва в столь разных моделях очевидно: и Маркс, и геополитики, и евразийцы, и отцы Церкви писали об одном. Капитал и Труд, Море и Суша, Атлантика и Евразия, романо-германские и восточные этносы, идеализм и рационализм, византийское православие и секуляризированное протестантство, архетип героя и архетип ростовщика – вот два радикальных полюса, между которыми напряженно разворачивается мировая драма. Предельное их выражение иллюстрируется структурой послевоенного мира, с Америкой и её союзниками по НАТО на одной стороне и СССР со странами Варшавского договора на другой. Однополярный мир, унитаризация экономики и политики, новый мировой порядок – всё это прямое следствие победы парадигмы Запада над идеей Востока.
С приходом к власти Джорджа Буша глобализационная стратегия американской администрации сместилась от вяло-оптимистичной концепции «конца истории» Фрэнсиса Фукуямы к брутальному «столкновению цивилизаций» Самуэля Хантингтона. Там, где Клинтон действовал завуалированными экономическими методами и мягкой культурной экспансией, Буш предпочитает военные операции с милитаристским пафосом в духе Рейгана. Интеллектуальный генералитет воинствующего глобализма получил название «нео-консерваторов» и хорошо известен современным политологам: этот агрессивный тренд представляют Ирвинг Кристол, Майкл Ледин, Ричард Перл, Норман Подхорец. Выпестованная ими стая «пентагонских ястребов» (Дик Чейни, Дональд Рамсфелд, бывший студент Ледина Пол Вулфовиц) на практике болезненно знакомит мир с американской философией в стиле милитари. Помимо грубых геополитических интриг, одну из которых мы можем наблюдать сейчас на Кавказе, именно нео-консервативное лобби во внешней политике добилось садистского вмешательства в судьбы целых народов: сербского, иракского, афганистанского. Если вспомнить другого идеолога нео-консерватизма, Лео Штросса, откровенно заявлявшего о том, что для блага масс необходимо скрывать от общества политические задачи и манипулировать демократическим решением, пользуясь заведомой ложью, цели этой «войны за мир» становятся прозрачны: тотальная гегемония, а не борьба с терроризмом.
Очевидно, что высокомерное отношение Америки к остальному миру, как к собственной колонии, вызвало не только нецензурные демонстрации антиглобалистов, но и взвешенный интеллектуальный ответ. Именно он последовательно формируется в книге Дугина – ответ не менее агрессивный, но куда более честный и справедливый. Это доктрина многополярности, стратегического блока государств, не заинтересованных в роли сателлитов американского влияния. Философскому обоснованию этой программы и посвящена эта книга, равно как и тонкой аналитике нео-консервативных концепций нового мирового порядка. Особую роль в осмыслении возможностей многополярного мира играет евразийство, как философия «цветущей сложности», основанная на критике англо-саксонской цивилизации, недопустимости распространения её стандартов на всё человечество. И именно армия, традиционно независимая от сиюминутной государственной политики, но внимательная к глубинным геополитическим законам, должна, по мнению Дугина, стать в авангарде новой многополярности. На протяжении нескольких глав проводится архетипический анализ фигуры война, кшатрия, изучается метафизика и экзистенциально-патриотические аспекты войны.
Одним из главных внутриполитических достижений нео-консерваторов была серьезная модернизация института благотворительных фондов и исследовательских организаций. Организовав множество т.н. «think tanks», «фабрик мысли», разработав колоссальное число докладов, меморандумов и пропагандистских выступлений, нео-консерваторы, в конце концов, и сформировали идеологический механизм, который так успешно движет Америку в её колонизационном крестовом походе. В России же мы видим разобщенных интеллектуалов, деморализованных военных и неповоротливую власть, больше озабоченную неутомимым взяточничеством, чем национальной безопасностью. «Философия войны» Александра Дугина, конечно, пойдет на пользу и частному гражданину, решившему серьезно разобраться в современной геополитической реальности. Но хотелось бы намного большего: чтобы книга стала стимулом для серьезной реидеологизации армии, закалки офицерского самосознания, мобилизации властей и интеллектуальной элиты в единый центр формулирования национальной стратегии, независимой от американского гипноза. А в перспективе – и интернационального объединения на евразийской платформе всех, кому Америка подарила сомнительную рыночную свободу, но отняла право на собственную судьбу.