Беспорядки в столице Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии продолжаются вот уже неделю. Неожиданный взрыв насилия в стране, которая в глазах обывателя давно стала синонимом чопорности, высокомерия и хороших манер, удивляет полусонных россиян. «Нет-нет», скажете вы, а как же знаменитые лондонские футбольные хулиганы? И правда, как они и где? На кадрах, где запечатлены участники протестов краснорожих крепких ребят, которые могли бы издалека сойти за фанатов, почти не видно, зато полно лиц, которых из-за цвета кожи, очень трудно разглядеть в темноте.
Конечно, законопослушность англичан, как и представление о идеальном состоянии дел в экономике и политике Соединенного Королевства – всего лишь один из многих мифов, что крепко засел в головах любителей Запада и либеральной демократии. Капиталистическая система не меняет своих принципиальных свойств, а потому источников для недовольства в низах не меньше, чем 20, 30, 50 или сто лет назад. Если современный белый англичанин живет в среднем лучше, чем в эпоху дикого капитализма, то это только потому, что место белого пролетария занял его пакистанский или зимбабвийский собрат, а место белых люмпенов оккупировали в большинстве своем люмпены «цветные». В самом ужасном состоянии находится население стран «третьего мира», где и производится сейчас большинство продукции, выталкиваемые нищетой, голодом, войнами, являющимися следствием зависимости этих стран от Запада, массы «цветного» населения устремляются в бывшие метрополии, где попадают на самое дно социальной системы.
В 80-е годы, при консервативном правительстве Тэтчер, Великобританию тоже сотрясали бунты. Тогда это было ответом на антинародные мероприятия правительства, борьбу с профсоюзами, закрытие нерентабельных производств. В те же 80-е и ранее происходили серьезные столкновения мигрантов с полицией, вызванные тяжелым положением первых и проявлениями расизма со стороны вторых. Кроме понятной мотивации, восставшие выдвигали конкретные требования, поддерживались определенными идеологическими группами и течениями, так что вопрос о их идейной мотивации не стоял. Все крупные выступления такого рода на Западе, тем более с участием мигрантов шли четко в русле антикапиталистической, леворадикальной, солидаризирующейся с массами «третьего мира» идеологии. Если протестующие не избирали объектами своей непосредственной атаки правительственные и бизнес-учреждения, элементы ненавистной Системы, то, по меньшей мере, эта атака велась на уровне интеллектуальной критики, а бунты на улицах воспринимались как экстремальная поддержка таких идей.
Так ли происходит сейчас? Ни одного манифеста или заявления, никакой поддержки со стороны каких либо политических сил. Максимум, к чему призывают, это "понять мигрантов". Социальные причины, вроде, есть. Может, что-то изменилось в самих людях, Что за идеи в головах этих ребят? “I have no idea”. – разводит руками негр-полицейский, наблюдая как его собратья по цвету кожи, грабят лавку соседа-пакистанца. Все верно, никакими идеями тут и близко не пахло. Главное, что поражает в таких выступлениях, это отсутствие каких-либо идей. Это самое страшное, за идею можно сжечь хоть всю Англию, не жалко этой чудовищной страны. Будь погромщики хоть черными расистами, исламистами, кем угодно, но с идейно мотивированными, их нужно было бы поддержать. Все лучше, чем гнилой либерализм. Но идеи нет.
Дети мигрантов, оторванные от своих корней и воспринявшие на своей новой «родине» поверхностную массовую культуру западного общества стали логичным продуктом глобализации. Они деэтнизированы, отчуждены от истории, культуры, окружающего их пространства, от Европы, но так же и от той, естественной, органичной жизни этноса, что вели их предки. Их дом - не этноцентрум племени и не Великобритания, их родина – пространство сетей, виртуальных, сотовых, наркотических, криминальных, телевизионных. Там перетекает одно в другое все, что составляет смысл их существования: модные марки одежды и телефонов, деньги, наркотики, телевизионные образы, виртуальные радости компьютерного кода. Посмотрите, с каким упоением они тащат вещи известных брендов, примеряют на себя ганстергские кепки, выносят огромные, широкоформатные телевизоры! Зачем им этот телевизор, да и еще такой огромный? Чтобы с большим упоением, сладостно чавкая погружаться в это потребительское дерьмо? Больше, больше… Больше! То, что творится сейчас на лондонских улицах – это хардкор, но это хардкор-консьюмеризм.
Беспорядки в Лондоне – это самый яркий пример тожества постлиберализма, как программы, определяющей все стороны жизни современного общества. Невозможность помыслить ему альтернативу, это не просто следствие того, что мы принимаем все его истины в как саморазумеющиеся, впитывая их в школе, смотря телевизор, читая прессу, в ходе длительного процесса социализации постлиберальное общество формирует такие установки. Это также и следствие того, что создаваемый им тип человека – вообще не может мыслить.
Динамика резких вспышек и такого же резкого угасания насилия или интереса, будь то интернет-пользователь, кликающий на причудливый баннер в процессе веб-серфинга, негры в свежеукраденных модных кросовках, поджигающие дом соседа, или белый придурок-фермер с автоматом, таковы картины, определяющие пейзаж, возникающего на наших глазах «Дивного Нового мира». Белые и черные придурки, одни совершенно не умеющие мыслить, другие, такие же дитяти пост-современности, с разной степенью успеха симулирующие этот процесс, очень нужны этому миру. Не убивая его, они лишь делают его сильней. Оставим в стороне конспирологию и расуждения о том, что Брейвики и бунт в Лондоне – явная провокация Системы, направленная на ужесточение режима в глобальном концлагере, отметим, что искусственно провоцировать ничего не надо, в этой системе и недовольные запрограммированы на идиотизм.
Не толпы и не одиночки с автоматами опасны для нынешней Системы, да и не они делают революцию. Революция невозможна без идеи, без движения мысли, без радикальной мировоззренческой и философской альтернативы современному миропорядку. Только научившись мыслить и двигаясь в сторону этой альтернативы, можно считать себя способным на восстание. Грядут новые бунты и погромы, экономика, экономикоцентричного мира дышит на ладан и вот-вот ее захлестнет «вторая волна кризиса», но какой толк от тысяч ли, миллионов ли, громящих все на своем пути, если в голове у них нет ни одной идеи?